|
|
|
Формирование культуры питания обучающихся
Правильное питание необходимо для поддержания здоровья и работоспособности ребенка в школе, поэтому очень важно соблюдать правила рационального питания во все возрастные периоды его жизни. Этому вопросу в учреждении уделяется особое внимание.
Несомненно, родители стараются привить ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Но для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни необходима совместная работа школы и родителей. Наблюдения и исследования показали, что, уходя в школу, 25% детей утром не завтракают, им не хочется есть, 30% едят меньше половины того, что необходимо для нормального питания, 23% детей – едят половину полноценного завтрака и только 22% завтракают так, как требует норма. После двух часов пребывания в учреждении образования у ребенка, не позавтракавшего утром, появляется головокружение. Поэтому большое значение имеет организация питания в учреждении образования.
Деятельность педагогического коллектива нашего учреждения образования по организации питания и формированию культуры здорового образа жизни направлена на решение следующих задач:
-сформировать у обучающихся основы рационального питания с целью формирования собственных стратегий и технологий правильного питания;
-сформировать у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье и здоровье окружающих;
-осуществлять рациональное питание, содействуя сохранению здоровья каждого учащегося и воспитанника;
-расширить и разнообразить взаимодействие учреждения образования, родителей и общественности в вопросах укрепления здоровья учащихся;
Питание обучающихся осуществляется в соответствии с перспективным меню. При составлении рациона питания обращается особое внимание на обеспечение энергетического баланса питания учащихся и воспитанников.
Пища для детей разнообразна, дополнительно обогащается витаминами. Постоянно в меню включаются фрукты, овощные салаты. Работники пищеблока проводят витаминизацию блюд.
Чистота, уют, хорошее оформление зала, соблюдение порядка в столовой способствуют привитию детям навыков культуры потребления пищи. Время приема пищи постоянное и соответствует физиологическим особенностям детей разного возраста. Для организации питания в расписании уроков предусматриваются перерывы на 15, один перерыв (после четвертого урока) – 20 минут. В столовой организовано дежурство администрации, учителей, обучающихся в соответствии с графиком.
В учреждении образования система контроля за организацией питания. Гарантией качества продукции является ежедневный бракераж готовой пищи, которому подвергается каждая партия продукции, контролирует соблюдение санитарных правил в столовой, участвует в витаминизации блюд, выявляет обучающихся, нуждающихся в диетическом питании, следит за соблюдением санитарно-гигиенических требований обучающимися, проводит тематические беседы по данной теме.
Формирование культуры питания обучающихся и родителей является важным направлением деятельности педагогического коллектива. Большая роль в этом отводится классным руководителям, которые проводят индивидуальную и групповую работу с детьми и родителями, осуществляют мониторинг эффективности здоровьесберегающей деятельности.
Классными руководителями, воспитателями дошкольных групп организуются лектории по просвещению родителей «Правильное питание – залог здоровья»; проводятся беседы с обучающимися, помогают в конкурсах, во внеклассных мероприятиях на тему «Я и мое здоровье».
Формирование культуры питания мы начинаем еще в дошкольном возрасте. В начальной школе введен курс факультативных занятий «По ступенькам правил здорового питания». Классными руководителями, воспитателями ГПД, воспитателями дошкольного образования проводятся классные часы, воспитательные мероприятия: конкурс «Мамины рецепты», круглый стол «Правила здорового питания», интерактивная игра «Вредные и полезные продукты», мастер-класс «Сервируем стол для праздника» и другие.
Для учащихся 5-11 классов используется программный материал на уроках биологии, на классных часах расширяется в рамках следующих тем: «Физиология и гигиена питания», «Питательные ценности различных пищевых продуктов», «Норма питания», «Суточный рацион растущего организма», «Профилактика пищевых отравлений и признаки отравления», «Привитие гигиенических навыков в связи с принятием пищи», «К тебе пришли гости. Сервировка стола».
Внеклассная работа по формированию культуры здорового питания проводится в различных формах: КВН, праздники, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, мастер-классы. Учащиеся активно принимали участие в конкурсе рисунков на тему «Разговор о правильном питании», лучшие рисунки затем презентовались на школьной выставке.
Важным показателем результативности работы школы по формированию культуры рационального питания является уровень охвата школьников горячим питанием. В учреждении образования он составляет 100 %.
Совершенствование деятельности педагогического коллектива по формированию культуры питания направлено на укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения.